Мастер-класс по писанке

Писанка: секреты мастерства

(Михайличенко И. Г.)


Что такое писанка?

Еще в древности, до начала существования христианской традиции красить яйца на Пасху, у славян, наших предков, существовал обычай раскрашивать яйца, почитавшиеся как символ жизни и солнца.

Существуют разные виды таких яиц:

Крашенка - одноцветное.

Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.

Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.

Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.

Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.

Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.

Более подробную информацию можно найти, например, здесь:
Subscribe.ru, "Писанки"
Nauka.relis.ru, "Писанки"
Интернет-энциклопедия Википедия, "Пасхальное яйцо"
Raaf.celtica.ru, "Весеннее равноденствие"

Мастер-класс по писанке

Мастер-класс проходил 27 сентября 2007 года в Музее Солнца
под руководством Татьяны Ивановны Колмаковой, за что ей большое спасибо.

В этой статье я хочу передать знания, полученные в процессе занятия. Конечно, за такое небольшое время вряд ли возможно освоить все тонкости искусства, однако интерес вполне может пробудиться.

В начале занятия у нас была возможность посмотреть писанки, принесенные Татьяной Ивановной.
"У многих мастериц есть известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает твердо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной писанки".
(С. К. Кулжинский, исследователь народных писанок)

Для тех, кто хочет делать узоры в соответствии с традицией, существуют специальные альбомы, где собраны образцы.

Что необходимо для работы? Яйцо, карандаш, свечка, инструмент для нанесения воска (кистка), салфетка и кусочек воска (которого нет на этом снимке).
Единственная вещь, которую сложно найти - это кистка. Она представляет собой палочку с металлической емкостью (тигельком) на конце. В емкости имеется носик с маленькой дырочкой.
В одной из указанных в начале статей приведен рисунок самодельной кистки. Но все же гораздо лучшую можно изготовить на современном станке. Если вы хотите узнать, где приобрести кистку, обращайтесь к Татьяне Ивановне.

Последовательность работы

1. Карандашом наносим на яйцо узор. Сначала делаем основу орнамента - развод - сетку, образованную пересечением кругов и овалов. Для первого занятия мы берем узор на основе сетки из двух овалов и круга. Отмечаем две точки на противоположных концах яйца - это будут полюса. Проводим через полюса два перпендикулярных меридиана. Затем проводим экватор через середины меридианов. Эти 3 кривые делят поверхность на 8 треугольников. Теперь наносим рисунок как на образце - в каждом треугольнике посередине кружок (солнышко), и из каждого угла - протянутые к центру грабельки.

2. Нагреваем конец кистки на огне. Желательно закоптить его - чтобы воск, который мы наберем в кистку, смешался с сажей и стал темным. Так лучше видно линии, которые мы будем проводить.

3. Прижимаем тигелек боком к воску и плавим. Потом ставим тигелек так, чтобы расплавленный воск стекал в него. Набираем примерно половину емкости.
4. Обводим воском то, что было нанесено карандашом. При этом кистку держим неподвижно, так, чтобы носик был направлен вертикально вниз, а яйцо вращаем. Когда воск перестает вытекать, снова нагреваем тигелек.
5. Теперь настало время окраски. Начинать следует со светлых красителей. Кладем яйцо на ложку, осторожно погружаем в стакан с разведенной краской и оставляем там на некоторое время. Длительность выдержки зависит от типа краски. Мы использовали анилиновые красители для ткани, с ними все получается за минуту. Но есть и такие, в которых приходится держать несколько часов.
Примечание. Пакетик красителя, на котором написано, что его следует разводить в трех литрах воды, для нашей цели разводим в 400 миллилитрах.
6. Вынимаем яйцо и оборачиваем его салфеткой, чтобы впитать излишки краски. Теперь вся поверхность, не покрытая воском, окрасилась, а покрытая осталась белой.

7. Наносим еще один восковой узор, и окунаем в другую краску. То, что под вторым слоем воска, остается окрашенным первой краской, а непокрытая поверхность будет иметь цвет, созданный смесью двух красок.
Повторяя это, можно нанести много разных красок.

8. Теперь нужно удалить воск. Нагреваем яйцо в пламени свечи. Чтобы не закоптить его, держим не сверху, а сбоку, и недолго, не более трех секунд. Воск с нагретого участка стираем салфеткой.

9. В конце работы можно протереть поверхность яйца растительным маслом для очистки от копоти и лучшего блеска. Если использовались анилиновые красители, то в воде мыть не стоит, иначе краска смоется.

10. Можно проделать в кончиках яйца дырочки и выдуть содержимое. Но это не обязательно. Иногда писанка хорошо высыхает, и внутри получается шарик. Если же писанка испортилась или потрескалась, то считается, что она вобрала в себя негативную энергию, и ее следует захоронить в земле, воде, или сжечь на огне.

Целительная сила писанки

Процесс создания писанки оказывает гармонизирующее и исцеляющее воздействие. То, от чего должна освободиться душа, выходит и покидает человека, а то, чего не хватало, получает путь в его жизнь. В прошлом писанки использовались как для исцеления, так и для диагностики душевных качеств человека.

И если вы чувствуете, что это вам интересно, то можете попробовать...

По всем вопросам можно звонить Татьяне Ивановне 8-913-923-9107,
либо обращаться по телефонам Музея Солнца в Новосибирске (383) 339-91-26, или 332-35-96.


На главную страничку